Пока начальство воспринимает это понятие как положительную характеристику сотрудника, ученые предупреждают: это одна из самых опасных «профессий» в мире
Специалисты охраны труда регулярно составляют рейтинги опасных профессий. К примеру, в США первую позицию в «рискованной десятке» занимает профессия лесоруба, в России – шахтера.
В Китае одним из самых рискованных занятий называют милицейскую службу. Ставя ту или иную специальность в «горячую десятку» руководствуются, как правило, количеством пострадавших и размером заработной платы, которую получают рискующие. Однако по-иному – с точки зрения реального вреда здоровью, - смотрят на эту проблему доктора. По данным медицинского журнала Thorax, очень опасна профессия уборщицы: примерно в четверти случаев у людей, профессионально занимающихся уборкой в результате постоянного контакта с пылью и бытовой химией, развиваются астма и бронхит. Но еще более вредна для здоровья, по единодушному мнению ученых разных стран, менеджерская гиперактивность. Иначе говоря, трудоголизм, повально поражающий многих в безобидной, на первый взгляд, атмосфере офисов.
Что есть СХУ и к чему оно приводит?
Итак, вы помногу часов в день сидите за компьютером? Увлекаетесь работой допоздна? Берете недоделанное домой на выходные? Отдыхаете, лежа с книгой на диване? Если да, то у вас абсолютно неправильный образ жизни.
Ученые всерьез озабочены тем, что люди, проводящие за работой много времени, начинают страдать все более серьезными заболеваниями. В первую очередь в группе риска, если говорить о среднем менеджерском звене, трудоголики. Несмотря на то, что большинство людей продолжает использовать это слово ироничном контексте, медики считают «синдром менеджера» серьезным заболеванием.
Справка: Каждый двадцатый работник на планете страдает синдромом хронической усталости. Впервые эту болезнь обнаружили в 1990 году в штате Невада: около двух сотен человек жаловались на мышечную слабость и депрессию, но врачи тогда не смогли установить точный диагноз и окрестили эпидемию СХУ (синдром хронической усталости), иногда его называют «синдромом менеджера». Специалисты одной из столичных клиник отмечают, что «синдром менеджера» - по своим последствиям заболевание не менее серьезное, чем любое другое.
Ежедневная работа в ритме «нон-стоп» - тяжелое испытание для нервной системы современного человека. Она влечет за собой быструю утомляемость, раздражительность, нарушения сна, что в свою очередь провоцирует неврозы, астенический синдром. Как отмечают медики, уже сейчас болезни, порождаемые «офисной» жизнью, наблюдаются в большей степени у молодых людей.
Как спастись от офисной болезни?
Основной рецепт, «выписываемый» учеными, один - больше двигаться. До работы, после, во время перерывов. Необходимо больше ходить пешком, заниматься спортом или хотя бы делать зарядку по утрам. Кроме того, как бы жестоко по отношению к работе это ни звучало, - не принимайте все проблемы близко к сердцу, ведь волнением делу не поможешь и нервы не убережешь.
Если вы целый день проводите перед монитором, то соблюдайте несколько простых правил: расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 70 см, в противном случае глазные нервы будут получать слишком сильную нагрузку из-за мелких вибраций изображения. На монитор не должны попадать прямые солнечные лучи. Защититься от бликов можно, закрыв шторы или жалюзи. Через каждые полтора-два часа немного отвлекайтесь, отводите взгляд в сторону, прикройте веки, слегка надавите на глазные яблоки или просто поморгайте.
Спасению от офисных болезней могут помочь и неожиданные решения: например, исследователи в США сумели установить, что работоспособность можно существенно улучшить, отдавая короткое время в течение дня… сну. Американский специалист провел исследование среди студентов: одна группа в течение часа расслаблялась, читая журналы и просматривая фильмы, другая - спала около 47 минут. В результате выяснилось, что у обеих групп способность к запоминанию информации повысилась, но те, кто спали, показали на 15% лучшие результаты.